Микрофинансовые организации
Описание услуги
Если в договоре с микрофинансовой организацией есть условия:
  • запрет досрочного возврата кредита в течение определенного времени;
  • взимание банком комиссии за досрочный возврат;
  • необоснованно высокие, ростовщические проценты.

Полезная информация.
Прежде чем подписать договор,
потребитель должен внимательно прочитать договор, уточнить полную сумму возврата по договору, а также размер процентной ставки, годовая она или ежедневная. При возможности, до подписания, показать договор независимому специалисту.

Микофинансовые организации заключают
договора займа с физическими лицами, которые обратились за денежными средствами, даже не проверяя их платежеспособность, поэтому по данным договорам очень большой процент не возврата, примерно 25% от общего объема договоров. Данный процент не возврата микрофинансовые организации закладывают в процентную ставку. При этом процентная ставка по займам ни кем не контролируется, и конкретная микрофинансовая организация определяет максимальный размер процентной ставки самостоятельно.

В соответствии с Федеральным законом РФ
от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовой организацией (МФО) может стать юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, товарищества или хозяйственного общества.

Микрофинансовая организация не вправе:
1. привлекать денежные средства физлиц, кроме лиц, являющихся учредителями МФО, а также предоставляющих средства организации на основании договора займа в сумме 1,5 млн рублей или более по одному договору займа с одним займодавцем;
2. выступать поручителем по обязательствам своих учредителей;
3. без предварительного решения высшего органа управления МФО совершать сделки, связанные с отчуждением находящегося в собственности организации имущества либо иным образом влекущие уменьшение балансовой стоимости имущества микрофинансовой организации на 10 и более процентов балансовой стоимости активов, определенной по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
4. выдавать займы в иностранной валюте;
5. в одностороннем порядке изменять процентные ставки и порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров;
6. применять к заемщику, являющемуся физлицом (в т. ч. числе к индивидуальному предпринимателю), досрочно возвратившему заем (полностью или частично) и предварительно письменно уведомившему о таком намерении МФО не менее чем за 10 календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма;
7. осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
8. выдавать заемщику микрозаймы, если сумма его обязательств перед МФО по договорам микрозаймов в случае предоставления такого займа превысит 1 млн рублей.

Орган осуществляет регулирование деятельности МФО:
Федеральная служба по финансовым рынкам

Алгоритм действий потребителя
при нарушении его прав микрофинансовой организацией аналогичен действиям при нарушении прав заемщика по кредитному договору. Т.е. в случае возникновения спорных ситуаций заемщик вправе составить претензию и обратиться для урегулирования вопроса в досудебном порядке непосредственно в организацию, выдавшую микрозайм. Получив отрицательный ответ по результатам рассмотрения претензии (или при неполучении ответа) заемщик вправе подготовить судебный иск и обратиться в суд.

Кроме того, заемщик может обратиться в различные
общественные организации и объединения за консультационной и юридической поддержкой, а также в надзорные органы:
- в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (РОСПОТРЕБНАДЗОР);
- в Федеральную антимонопольную службу (ФАС);
- в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР).

Буклет Банка России «Микрофинансовая организация»



Что делает ФинПотребСоюз - помогаем в следующих ситуациях
Информационно-аналитические материалы для региональных журналистов
Если Вы не нашли свою проблему в списке, попробуйте перейти в раздел Вопрос-Ответ (в этом же разделе Вы можете задать вопрос юристу)
Как происходит процесс Защиты прав потребителя финансовых услуг?
Процесс защиты прав потребителя финансовых услуг состоит из 4-х шагов:
Обнаружение нарушения
Выберите услугу и напишите запрос в форме
Составление претензии
Как правильно составлять претензию здесь
Проверка документов
Осуществляется при очной встрече в офисе Вашего региона
Судебная помощь
Полная защита прав и законных интересов граждан здесь