Новости и события Финпотребсоюза
02.03.2017

Игорь Костиков: «Проекты финансовой грамотности во многом служат "агрессивной рекламой" финансовых продуктов, а не образованием населения»


Игорь Костиков: «Проекты финансовой грамотности во многом служат "агрессивной рекламой" финансовых продуктов, а не образованием населения»

Проблема финансовой грамотности для нашей страны действительно является одной из главных. Исследования показывают, что ситуация с каждым годом если и улучшается, то незначительно, россияне всё так же чувствуют себя неуверенно на финансовых рынках. К сожалению, наши граждане, всё также подписывают договоры на оказание финансовых услуг, не внимательно прочитав их, соглашаются с нарушением прав в ситуациях, когда их вполне можно защитить. Потребители готовы терпеть финансовые и моральные потери перед страхом судебных разбирательств. По заверению экспертов, решение проблемы требует серьёзных действий, а не единичных попыток.

Финансовая грамотность – довольно-таки специфическая вещь, которая не всегда попадает во внимание потребителя. Говоря о финансовой грамотности, невольно вспоминается потребительское или ипотечное кредитование, но речь здесь, всё же, не об этом. Речь о том, что потребитель оказался не готов к жизни в условиях мира, требующего постоянного финансирования и, соответственно,  бюджетного планирования семьи.

«На сегодняшний день наши граждане сталкиваются с целым перечнем повседневных проблем – это и проблема покупки жилья, и проблема здравоохранения, которое заметно дорожает, и проблема образования детей, а сейчас даже школьное образование обходится в копеечку, и проблема отдыха, и проблема пенсионного обеспечения. Все эти темы возникают в каждом регионе, их необходимо обсуждать с населением. И здесь нет большой разницы – Москва это или Уфа, Нижний Новгород или Санкт-Петербург. И нужно с раннего детства учить ребёнка, как, учитывая свои интересы, планировать источники финансирования. Не прибегая к таким мерам, мы не сможем вырастить финансово грамотного человека, подготовленного к жизни в современных условиях», – прокомментировал ситуацию председатель ОООП «Финпотребсоюз» Игорь Костиков.

Финансовая грамотность включает в себя целый перечень знаний и умений. Прежде всего, это эффективное управление личными финансами, осуществление учета расходов и доходов, краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, умение разбираться в особенностях и принимать обоснованные решения в отношении различных финансовых продуктов и услуг, и осознанно нести ответственность за такие решения.

Проведенные социологические исследования показывают, что финансовая грамотность в России до сих пор находится на невысоком уровне. Лишь небольшая часть населения ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, остальные же находят финансовые услуги сложными и непонятными.

Усугубляет ситуацию и отношение российских банкиров к сложившейся ситуации. Они без доли стеснения заявляют о том, что для них выгоднее иметь неграмотного клиента, готового позволяющего вогнать себя в кабалу, и согласного на неподъёмные условия.  И, конечно, экономическая ситуация банкиров не волнует.

«Надо сказать, что банки очень много делают для развития так называемого "финансового образования, – поясняет руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Смысл этого "финансового образования" заключается в том, чтобы загонять людей, опять же, в финансовую кабалу. Государство, естественно, им в этом помогало. А вина государства заключается в том, что оно не давит на банки, чтобы те реструктурировали условия кредитов уже выданных в ситуации, когда эти кредиты заведомо невозвратны. Банку же проще продать пакет невозвратных кредитов коллекторам притом, что в ряде случаев эти коллекторы мало чем отличаются от бандитов. Соответственно, иногда людей это доводит до самоубийства. Я не могу сказать, что об этом много сообщений - у меня наоборот ощущение, что эта информация "глушится"».

Бесспорно, банку, получающему с населения огромные проценты, это выгодно. Но что же делать гражданам, оказавшимся совершенно не готовыми к таким событиям? Конечно, необходимо повышать уровень грамотности населения и тут мы вновь сталкиваемся с целым перечнем «но». Не готовыми оказывается не только население, но и государство.

«Проекты финансовой грамотности во многом служат "агрессивной рекламой" финансовых продуктов, а не образованием населения. Для нашей страны было бы полезным создание финансовых центров по повышению финансовой грамотности, где граждане могли бы прослушать лекцию, получить необходимую консультацию или поучаствовать в семинаре. Логично, что такие центры должны подчиняться организациям, не связанным с финансовыми институтами, поскольку очевидно присутствие конфликта интересов. Например, в США этот конфликт разрешён: финансовые институты финансируют фонды, через которые идут средства на финансовую грамотность, осуществляемую потребительскими организациями или с их участием», – предложил Игорь Костиков, Председатель ОООП «Финпотребсоюз».

Отмеченная модель «финансовой грамотности» представляет собой многоуровневую систему подготовки потребителя к пользованию финансовыми услугами, имеющими четко дифференцированную структуру поставщиков услуг, каждый из уровней которой соответствует жизненному циклу человека. Важно, что в бюджете правительства США не предусмотрено ни одного цента на продвижение «финансовой грамоты»: организацией всех мероприятий занимаются волонтеры и НКО (некоммерческие организации), а специальные Фонды для этих целей  формируются за счет добровольных пожертвований юридических и частных лиц. Тем не менее, «финансовая грамотность» в Америке приобрела статус подлинно национального движения. Что служит хорошим примером для стран с низким уровнем финансовой грамотности граждан.


Что делает ФинПотребСоюз - помогаем в следующих ситуациях
Информационно-аналитические материалы для региональных журналистов
Если Вы не нашли свою проблему в списке, попробуйте перейти в раздел Вопрос-Ответ (в этом же разделе Вы можете задать вопрос юристу)
Как происходит процесс Защиты прав потребителя финансовых услуг?
Процесс защиты прав потребителя финансовых услуг состоит из 4-х шагов:
Обнаружение нарушения
Выберите услугу и напишите запрос в форме
Составление претензии
Как правильно составлять претензию здесь
Проверка документов
Осуществляется при очной встрече в офисе Вашего региона
Судебная помощь
Полная защита прав и законных интересов граждан здесь